Поступление в школу - ответственный момент в жизни каждого ребенка. Если раньше его главным занятием была игра, то теперь - это учеба, которая требует внимания, сосредоточенной работы на уроках и дисциплины. Кроме того, вчерашний дошкольник попадает в новую обстановку, в новый детский коллектив, с которым должен сдружиться.
Что же нужно знать вам, родителям настоящих и будущих первоклассников, чтобы облегчить этот период вашим детям?
Для подготовки к успешному выполнению новых обязанностей необходимо так организовать воспитание, чтобы к концу дошкольного возраста дети достигли определенного уровня физического и психического развития.
Чтобы ребенок легко начал учение, ему необходимо крепкое здоровье и умение достаточно долго трудиться. Для этого нужно физически развивать детей, воспитывать в них силу, ловкость, выносливость и невосприимчивость к различным заболеваниям.
К моменту поступления в школу важно обучить своего ребенка следующему:
1. Строго соблюдать режим дня.
Дошкольник весь день находится под присмотром взрослых. Они по своему усмотрению распоряжаются его временем: «Сейчас иди гулять, а потом заниматься», «Пора есть, потом - спать». И так во всем. У ребенка совершенно нет необходимости задуматься "о том, когда надо отдыхать, когда заниматься, как лучше распределить свое время.
И вот вчерашний дошкольник уже первоклассник.
В школе у ребенка существенно меняется распорядок дня. У него четыре урока, домашние задания, общественные поручения, надо почитать, погулять, помочь по дому. А времени не так много. Вот тут-то на помощь приходит режим. Поэтому уже в дошкольном возрасте приучайте детей к строгому распорядку дня.
Ребенку следует объяснить, что если гулять, играть, заниматься, принимать пищу и так далее в одни и те же часы (то есть соблюдать режим), то весь день будет проходить в определенном порядке и на все хватит времени. Очень важно, чтобы ребенок вовремя ложился спать и вовремя вставал. Привыкнув поздно ложиться и поздно вставать, школьник будет с трудом просыпаться в назначенное время, ему будет сложно заниматься - на уроках он будет сонливым и вялым.
Если даже ваш ребенок не посещает детский сад, то все равно просыпаться он должен не позже восьми часов. С восьми до девяти часов - зарядка, утренний туалет и завтрак. Потом можно предложить ребенку заняться рисованием, лепкой, конструированием; почитайте ему и попросите пересказать прочитанное. На это тратится примерно час; перерыв - 10-15 минут. Затем следует прогулка. Обед от 12.30. до 13.30 и после него дневной отдых, а вечером прогулка, игры на свежем воздухе, спокойные игры в помещении. Ужинают дети не позже семи часов вечера. Пища должна быть не острая, не слишком жирная и обильная, иначе переполненный желудок будет мешать спокойному сну. Дети дошкольного возраста спят одиннадцать-двенадцать часов в сутки.
Чтобы повысить активность и ответственность детей, составьте вместе с ними распорядок дня, предложите детям, например, зарисовать основные режимные моменты. Это их заинтересует и вызовет желание следовать определенному порядку. Почаще спрашивайте: «Что нам делать дальше? Чем теперь заниматься?». Очень важно, чтобы уже в этом возрасте малыш научился контролировать себя, определять, много или мало времени затрачено на игры, занятия, прием пищи. Режим поможет ребенку стать организованным, дисциплинированным, аккуратным.
2. Больше двигаться.
Известно, что маленькие дети просто не выносят неподвижности. Все они «непоседы», и это нормально, это естественная потребность организма. Подвижный ребенок - это здоровый ребенок. Движения способствуют полноценному, глубокому дыханию, благоприятно влияют на обмен веществ, состояние сосудов, улучшают работу всех систем организма.
В дошкольном возрасте важнейшим показателем физического развития малыша является формирование ходьбы, а также точности и меткости движений. До школы ребенок должен научиться прыгать, бегать, довольно метко попадать в цель. Развивая точность движений, вы готовите будущего школьника к овладению навыком письма.
С момента поступления в школу изменяется весь двигательный режим ребенка. Первоклассники, которые еще не успели привыкнуть к школьной дисциплине, с трудом выдерживают длительное сидение за партой, даже пытаются уйти домой. Более «сознательные» дисциплину не нарушают и с принудительной скованностью «борются». Так, в среднем за урок младшие школьники меняют позу до трехсот раз.
В связи с этим очень важно, чтобы особенно первоклассники имели достаточно времени для движения. Однако помните, что активный отдых (например, подвижные игры) оказывает благотворное влияние на организм лишь при его продолжительности до полутора часов. Не менее важна для обеспечения двигательной активности ребенка и утренняя гимнастика (зарядка).
3. Делать утреннюю зарядку.
Залог успешной учебы - максимальная активность на уроках. Хорошим помощником в достижении этого является утренняя зарядка. Она снимает сонливость, вселяет бодрость, уверенность и хорошее настроение.
Приучите ребенка начинать свой день с утренней зарядки. Делать ее нужно при открытом окне или форточке, в легкой одежде (майка, трусы, тапочки). Например, детям шести-семи лет следует выполнять пять-семь упражнений в течение десяти минут.
Вначале позанимайтесь с ребенком сами, показывая и разъясняя упражнения. Как только ребенок выучил порядок упражнений, выполняет их четко, осознанно и с удовольствием, предложите ему делать это самостоятельно. Чтобы малыши занимались зарядкой с интересом, изменяйте упражнения, придумывайте новые, давайте им образные названия: «Прыгай, как зайчик», «Иди бесшумно, как лисичка», «Свернись в клубочек, как ежик», «Руби дрова». В дальнейшем вам останется только совместно выбирать комплекс упражнений и контролировать, чтобы гимнастика выполнялась весело, энергично, с определенной затратой сил.
4. Постоянно закаляться.
Большие трудности возникают в школе у детей, которые часто болеют. Чтобы этого избежать, приучайте дошкольника к систематическому закаливанию. Закаленные дети меньше переохлаждаются, реже болеют. Им легче приспособиться к непривычным условиям школы. Не пропуская занятий в школе по болезни, они лучше усваивают учебную программу.
Очень эффективной мерой закаливания являются водные процедуры. При закаливании водой совершенствуется терморегуляция организма (приспосабливаемость к непривычным температурным условиям), тренируются сердечно-сосудистая и нервная системы. Закаливание ребенка водой лучше всего начинать летом. Самая простая и доступная процедура - мытье ног прохладной водой. Затем переходите к обтиранию, постепенно понижая температуру воды с 32 до 22С. Обтираться удобно рукавичкой из махрового или вафельного полотенца. Можно для этого приспособить мочалку или губку. Сначала обтирайте руки, шею, затем туловище и ноги. После этого хорошенько разотрите ребенка полотенцем до легкого покраснения кожи.
Если дети хорошо переносят обтирание, можно переходить к обливанию из душа или лейки. Постарайтесь, чтобы водные процедуры прочно вошли в жизнь ребенка, стали его потребностью. Тогда многие моменты закаливания он сможет выполнять сам (мыть ноги, обтираться, растираться полотенцем).
Но помните, что только последовательность, постепенность и систематичность закаливания дадут желаемые результаты. Не следует проводить закаливание от случая к случаю, а также резко снижать температуру воды. Если ребенок противится водным процедурам, не заставляйте его их делать, а постарайтесь постепенно убедить его (в доступной для него форме) в пользе и важности закаливания.
Большую роль в оздоровлении детей играет закаливание воздухом. Прежде всего это прогулки в любую погоду. Ребенку следует ежедневно гулять четыре-пять часов, и не просто гулять, а играть и двигаться на воздухе, заниматься спортом. Нужно только следить, чтобы одежда для прогулок соответствовала погоде и не стесняла движений детей. Свежий воздух в сочетании с движениями - это одно из лучших средств физического воспитания.
Закаливать детей нужно и дома. Главное условие - их не кутать. В помещении детей рекомендуется одевать в легкую одежду (футболки, рубашки с короткими рукавами, на ноги - носки или гольфы).
5. Соблюдать правила личной гигиены.
К моменту поступления в школу дети должны уметь самостоятельно выполнять следующее:
мыть руки с мылом после игр (особенно с животными), после прогулок и посещения туалета, перед едой;
умываться утром после сна и утренней гимнастики, вечером перед сном;
причесываться (своей расческой);
мыть ноги перед сном теплой водой;
утром и вечером чистить зубы (своей зубной щеткой);
полоскать рот водой после каждого приема пищи;
за столом сидеть правильно (прямо, не класть локти на стол, не болтать ногами), не разговаривать, пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом) и салфеткой, тщательно пережевывать пищу, не ковырять вилкой или иголкой в зубах;
уметь пользоваться носовым платком;
вовремя опорожнять кишечник и мочевой пузырь, пользоваться туалетной бумагой;
уметь быстро одеться, раздеться, убрать постель;
содержать в чистоте и порядке игрушки и книги (не захламлять лишними предметами игровой уголок и стол для занятий);
содержать в чистоте, и порядке одежду и обувь;
при входе в помещение вытирать обувь;
переодеваться в домашнюю одежду и обувь;
не слюнявить палец, перелистывая страницы книг, тетрадей, журналов;
не гладить бездомных животных;
при необходимости своевременно обращаться за медицинской помощью (травмы, укусы, недомогания).