В дореволюционное время Калга была станицей, жители её, забайкальские казаки, в большинстве своём, были потомкками сосланных сюда яицких казаков - сподвижников Емельяна Пугачёва.
В 1902 г. в селе было 256 домов с 2054 жителями, двухклассное училище, станичное правление, лавка, церковь.
Было в Калге несколько богачей, которые имели большие участки пахотной земли, много лошадей, коров, овец. А масса бедняков круглый год батрачили на них, одни жили на заимках, ухаживали за скотом, другие жили в стряпках.
С малых лет должен был думать казак, что к 18 годам (срок призыва в армию) он должен заработать себе коня и всё обмурдирование.
Не думали и не могли родители учить своих детей, так и жили неграмотные, тёмные забитые.
Было в Калге и двухклассное училище: 1, 2, 3 классы "до геометрии", 4 - изучали и геометрию.
Занятия в школе начинались с октября, так как в сентябре шли полевые работы. Учились только дети богачей и только мальчики, девочки в расчёт не брались.
В 1912 - 13 гг. появилась бумага, большие листы разрезали, сшивали, а чтобы было удобней писать, подлаживали под лист "транспорант" (разлинованный лист бумаги).
Учителя назначались губернией, большинство заканчивали Нер-Заводскую учительскую семинарию.
Прошли тяжелые годы революции и гражданской войны. Важной частью социалистического преобразования страны является осуществление культурной революции; необходимо решить основные задачи: ликвидировать неграмотность и малограмотность среди взрослого населения, ввести всеобщее обязательное обучение для всего подрастающего поколения, превратить нашу Родину в страну сплошной грамотности. В 1922 г. начинают свою работу ликбезы.
В 1934 г. в Калге открывается школа семилетка, а в 1951 году первый выпуск 10 класса - их было 18, из них 7 учителей, 3 геолога, 2 инженера, 3 офицера Советской Армии, 2 бухгалтера. Учащиеся школы всегда занимались в нескольких зданиях, в 1964 г. была построена красавица-школа, с просторными светлыми классами, оборудованными кабинетами и лабораториями, при школе имелась теплица.
Средняя школа основана в 1959 году,
1961 по 1973 гг. средняя школа с производственным обучением,
1973 по 1993 гг. средняя школа,
с 1993-1998 гг. средняя общеобразовательная школа-комплекс (в школу-комплекс объединены: средняя школа, ДДУ, ДДТ, ДЮСШ),
с 1998 средняя общеобразовательная школа,
с 1990 г. – функционирует педкласс,
с 1994 г. – школа реализует программы аграрно-технического, коррекционно-развивающего обучения.
В 2002 году школа вступила в эксперимент по обновлению содержания общего среднего образования. С этого времени обучение на первой ступени ведется по программам Занкова, «Гармония», «Перспективная начальная школа».
В 2008 году школа стала победителем конкурса ПНПО «Образование получила грант 1000000рублей».
С 2002 года старшая школа работает в режиме профильного обучения. За эти годы реализовали программы: социально-экономического, гуманитарного, естественно-научного, оборонно-спортивного, аграрно-технологического, информационно-технологического, физико-математического профилей, химико-биологического.
Опробованные различные модели профильного обучения: профильные классы, профильные группы, полные профильные классы; обучение по ИУП.
С 2002 года школа на самостоятельном финансировании.
С 2008 года в эксперименте по внедрению НСОТ.
С 2009 года начальная школа в эксперименте по внедрению ФГОС второго поколения.
Школа тесно сотрудничает с Центром занятости населения, проводит обучение безработных граждан района по специальностям: водитель транспортных средств категории «В», «С», «ВС», оператор ЭВМ.
В настоящее время школа реализует программы:
- начального общего образования;
- основного общего образования;
- среднего общего (полного) образования;
- профессионального: программы профессионального обучения по специальности водитель транспортных средств категории «В», «С», «ВС»;
- оператора ЭВМ;
- специального коррекционного учреждения VII и VIII видов;
- дополнительного образования;
- профильного обучения.
Реализация программ предпрофильного и профильного обучения ( с 2002 г. ) позволяет выпускникам успешно решить задачи профессионального самоопределения. Выбор профиля дальнейшего обучения в зависимости от профиля в школе подтверждает это:
Выпускники аграрно-технологического профиля продолжают обучение в Нерчинском аграрном колледже, сельскохозяйственная академии г.Улан-удэ (филиал г.Чита). Выпускники социально-экономического профиля обучаются на юридическом, экономическом, гуманитарном факультетах в университетах Читы, Иркутска, Екатеринбурга, Томска. Большинство выпускников химико-биологического профиля обучаются в медицинских колледжах, академиях Краснокаменска, Читы, Иркутска.
Организация предпрофильной подготовки помогает выпускникам 9-х классов определиться с выбором дальнейшего пути обучения. Выпускники 9-х классов успешно обучаются в профессионально-технических училищах по специальностям: горное дело, технология изготовления колбасных изделий Большой процент учащихся продолжает обучение в горном колледже.
Учащиеся, испытывающие затруднения в обучении, не имеющие возможности выехать на учёбу, продолжают обучение в филиале Приаргунского ПТУ, открытом на базе школы.
Год |
ФИО |
1938 - 1944 | Васин Константин Петрович |
26.08.1944 - 1945 | Доржеев Илья Иванович |
18.09.1945 | Копылов Михаил Афанасьевич |
1948 | Косых Михаил Захарович |
1948 - 1953 | Путютина Людмила Ивановна |
10.09.1953 | Зимина Клавдия Харлампиевна |
12.10.1954 | Лоницкий Николай Максимович |
1956 - 1957 | Лыкова Валентина Васильевна |
1957 | Хлуднева Надежда Васильевна, Хлуднев Александр Иванович |
27.03.1957 - 1963 | Базарон Цырытор Базарович |
27.11.1963 | Турков Иван Андреевич |
09.06.1966 - 1968 | Пинигин Александр Александрович |
1968 - 1970 |
Гвоздев Владимир Павлович, Гвоздева Людмила Ивановна |
1970 - 1972 | Храпов Иван Кузьмич |
1972 - 1975 1982 - 1985 |
Заможняя Ольга Александрова |
1975 - 1977 | Акберов Айзик Ахметович |
1977 - 1982 | Климова Инна Михайловна |
1985 - 1988 1992 - 1997 |
Кокухин Владимир Фёдорович |
1988 - 1992 | Кулькова Лидия Николаевна |
1997 - 2012 | Ерохина Лидия Николаевна |
с 2012 | Четверикова Татьяна Родионовна |