Будущим первоклассникам

  

Будущим первоклассникам

 

Родителю на заметку

Знания и навыки, необходимые первокласснику

Поступление в школу - от­ветственный момент в жизни каждого ребенка. Если раньше его главным занятием была игра, то теперь - это учеба, ко­торая требует внимания, сосре­доточенной работы на уроках и дисциплины. Кроме того, вчерашний дошкольник попа­дает в новую обстановку, в но­вый детский коллектив, с ко­торым должен сдружиться.

Что же нужно знать вам, ро­дителям настоящих и будущих первоклассников, чтобы облег­чить этот период вашим детям?

  1. Детей нужно готовить к школе заранее, особенно тех, ко­торые не посещают детский сад.
  2. Для подготовки к успеш­ному выполнению новых обя­занностей необходимо так орга­низовать воспитание, чтобы к концу дошкольного возраста дети достигли определенного уровня физического и психиче­ского развития.

  3. Чтобы ребенок легко на­чал учение, ему необходимо крепкое здоровье и умение до­статочно долго трудиться. Для этого нужно физически разви­вать детей, воспитывать в них силу, ловкость, выносливость и невосприимчивость к различ­ным заболеваниям.

К моменту поступления в школу важно обучить своего ребенка следующему:

1. Строго соблюдать режим дня.

Дошкольник весь день находится под присмотром взрослых. Они по своему усмотре­нию распоряжаются его време­нем: «Сейчас иди гулять, а по­том заниматься», «Пора есть, потом - спать». И так во всем. У ребенка совершенно нет не­обходимости задуматься "о том, когда надо отдыхать, когда за­ниматься, как лучше распреде­лить свое время.

И вот вчерашний дошколь­ник уже первоклассник.

В школе у ребенка суще­ственно меняется распорядок дня. У него четыре урока, до­машние задания, общественные поручения, надо почитать, погулять, помочь по дому. А вре­мени не так много. Вот тут-то на помощь приходит режим. Поэтому уже в дошкольном возрасте приучайте детей к стро­гому распорядку дня.

Ребенку следует объяснить, что если гулять, играть, зани­маться, принимать пищу и так далее в одни и те же часы (то есть соблюдать режим), то весь день будет проходить в опреде­ленном порядке и на все хва­тит времени. Очень важно, что­бы ребенок вовремя ложился спать и вовремя вставал. Привыкнув поздно ложиться и поздно вставать, школьник будет с трудом просыпаться в назначенное время, ему будет сложно заниматься - на уроках он будет сонливым и вялым.

Если даже ваш ребенок не посещает детский сад, то все равно просыпаться он должен не позже восьми часов. С вось­ми до девяти часов - зарядка, утренний туалет и завтрак. Потом можно предложить ре­бенку заняться рисованием, лепкой, конструированием; по­читайте ему и попросите пересказать прочитанное. На это тра­тится примерно час; перерыв - 10-15 минут. Затем следует прогулка. Обед от 12.30. до 13.30 и после него дневной от­дых, а вечером прогулка, игры на свежем воздухе, спокойные игры в помещении. Ужинают дети не позже семи часов вече­ра. Пища должна быть не ост­рая, не слишком жирная и обильная, иначе переполнен­ный желудок будет мешать спо­койному сну. Дети дошкольно­го возраста спят одиннадцать-двенадцать часов в сутки.

Чтобы повысить активность и ответственность детей, со­ставьте вместе с ними распо­рядок дня, предложите детям, например, зарисовать основные режимные моменты. Это их за­интересует и вызовет желание следовать определенному по­рядку. Почаще спрашивайте: «Что нам делать дальше? Чем теперь заниматься?». Очень важ­но, чтобы уже в этом возрасте малыш научился контролиро­вать себя, определять, много или мало времени затрачено на игры, занятия, прием пищи. Режим поможет ребенку стать организованным, дисциплини­рованным, аккуратным.

2. Больше двигаться.

Известно, что маленькие дети просто не выносят непо­движности. Все они «непоседы», и это нормально, это естествен­ная потребность организма. Подвижный ребенок - это здо­ровый ребенок. Движения спо­собствуют полноценному, глу­бокому дыханию, благоприят­но влияют на обмен веществ, состояние сосудов, улучшают работу всех систем организма.

В дошкольном возрасте важ­нейшим показателем физического развития малыша является фор­мирование ходьбы, а также точ­ности и меткости движений. До школы ребенок должен научить­ся прыгать, бегать, довольно метко попадать в цель. Разви­вая точность движений, вы го­товите будущего школьника к овладению навыком письма.

С момента поступления в школу изменяется весь двига­тельный режим ребенка. Пер­воклассники, которые еще не успели привыкнуть к школь­ной дисциплине, с трудом вы­держивают длительное сидение за партой, даже пытаются уйти домой. Более «сознательные» дисциплину не нарушают и с принудительной скованностью «борются». Так, в среднем за урок младшие школьники ме­няют позу до трехсот раз.

В связи с этим очень важ­но, чтобы особенно первокласс­ники имели достаточно време­ни для движения. Однако помните, что активный отдых (например, подвижные игры) оказывает благотворное влия­ние на организм лишь при его продолжительности до полуто­ра часов. Не менее важна для обеспечения двигательной ак­тивности ребенка и утренняя гимнастика (зарядка).

3. Делать утреннюю зарядку.

Залог успешной учебы - мак­симальная активность на уро­ках. Хорошим помощником в достижении этого является ут­ренняя зарядка. Она снимает сонливость, вселяет бодрость, уверенность и хорошее настро­ение.
Приучите ребенка начинать свой день с утренней зарядки. Делать ее нужно при открытом окне или форточке, в легкой одежде (майка, трусы, тапоч­ки). Например, детям шести-семи лет следует выполнять пять-семь упражнений в тече­ние десяти минут.

Вначале позанимайтесь с ребенком сами, показывая и разъясняя упражнения. Как только ребенок выучил поря­док упражнений, выполняет их четко, осознанно и с удоволь­ствием, предложите ему делать это самостоятельно. Чтобы ма­лыши занимались зарядкой с интересом, изменяйте упражне­ния, придумывайте новые, давай­те им образные названия: «Пры­гай, как зайчик», «Иди бесшум­но, как лисичка», «Свернись в клубочек, как ежик», «Руби дро­ва». В дальнейшем вам оста­нется только совместно выби­рать комплекс упражнений и контролировать, чтобы гимна­стика выполнялась весело, энергично, с определенной за­тратой сил.

4. Постоянно закаляться.

Большие трудности возни­кают в школе у детей, кото­рые часто болеют. Чтобы это­го избежать, приучайте до­школьника к систематическо­му закаливанию. Закаленные дети меньше переохлаждаются, реже болеют. Им легче приспо­собиться к непривычным усло­виям школы. Не пропуская занятий в школе по болезни, они лучше усваивают учебную программу.

Очень эффективной мерой закаливания являются водные процедуры. При закаливании водой совершенствуется термо­регуляция организма (приспосабливаемость к непривычным температурным условиям), тренируются сердечно-сосудистая и нервная системы. Закаливание ребенка водой лучше всего начинать летом. Самая простая и доступная про­цедура - мытье ног прохладной водой. Затем переходите к обти­ранию, постепенно понижая тем­пературу воды с 32 до 22С. Об­тираться удобно рукавичкой из махрового или вафельного поло­тенца. Можно для этого приспо­собить мочалку или губку. Сна­чала обтирайте руки, шею, за­тем туловище и ноги. После это­го хорошенько разотрите ребен­ка полотенцем до легкого покрас­нения кожи.

Если дети хорошо переносят обтирание, можно переходить к обливанию из душа или лейки. Постарайтесь, чтобы водные про­цедуры прочно вошли в жизнь ребенка, стали его потребностью. Тогда многие моменты закали­вания он сможет выполнять сам (мыть ноги, обтираться, расти­раться полотенцем).

Но помните, что только по­следовательность, постепенность и систематичность закаливания дадут желаемые результаты. Не следует проводить закаливание от случая к случаю, а также рез­ко снижать температуру воды. Если ребенок противится водным процедурам, не заставляйте его их делать, а постарайтесь посте­пенно убедить его (в доступной для него форме) в пользе и важ­ности закаливания.

Большую роль в оздоровле­нии детей играет закаливание воздухом. Прежде всего это про­гулки в любую погоду. Ребен­ку следует ежедневно гулять четыре-пять часов, и не просто гулять, а играть и двигаться на воздухе, заниматься спортом. Нужно только следить, чтобы одежда для прогулок соответ­ствовала погоде и не стесняла движений детей. Свежий воздух в сочетании с движениями - это одно из лучших средств физи­ческого воспитания.

Закаливать детей нужно и дома. Главное условие - их не кутать. В помещении детей рекомендуется одевать в легкую одежду (футболки, рубашки с короткими рукавами, на ноги - носки или гольфы).

5. Соблюдать правила лич­ной гигиены.

К моменту поступления в школу дети должны уметь са­мостоятельно выполнять следу­ющее:

  • мыть руки с мылом после игр (особенно с животными), после прогулок и посещения ту­алета, перед едой;

  • умываться утром после сна и утренней гимнастики, вечером перед сном;

  • причесываться (своей рас­ческой);

  • мыть ноги перед сном те­плой водой;

  • утром и вечером чистить зубы (своей зубной щеткой);

  • полоскать рот водой пос­ле каждого приема пищи;

  • за столом сидеть правиль­но (прямо, не класть локти на стол, не болтать ногами),  не разговаривать,  пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, ножом) и салфеткой, тщательно пережевывать пищу, не ковырять вилкой или иголкой в зубах;

  • уметь пользоваться носо­вым платком;

  • вовремя опорожнять ки­шечник  и  мочевой  пузырь, пользоваться туалетной бумагой;

  • уметь быстро одеться, раз­деться, убрать постель;

  • содержать в чистоте и по­рядке игрушки и книги (не захламлять лишними предме­тами игровой уголок и стол для занятий);

  • содержать в чистоте, и по­рядке одежду и обувь;

  • при входе в помещение вытирать обувь;

  • переодеваться в домаш­нюю одежду и обувь;

  • не слюнявить палец, пе­релистывая страницы  книг, тетрадей, журналов;

  • не гладить бездомных жи­вотных;

  • при необходимости свое­временно обращаться за меди­цинской  помощью  (травмы, укусы, недомогания). 

                                                                                                                                                                     

Дата последнего обновления страницы 01.07.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения